Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Инта, ул. Горького, 16
inta-mo@yandex.ru

Наш адрес

В Инте   3.1°

Войска гражданской обороны

В начале 1970-х гг. продолжалось дальнейшее развитие и совершенствование системы гражданской обороны СССР, которая в условиях наращивания ядерного потенциала основных оппонирующих держав превращалась в важнейший стратегический инструмент сдерживания и равновесия. Изменения в мировой военно-политической обстановке потребовали и проведения соответствующих корректировок в организационной и функциональной структуре гражданской обороны. В первую очередь, гражданская оборона была переподчинена Министерству обороны СССР. В составе войск гражданской обороны появились формирования повышенной готовности, полки гражданской обороны. Перед ними ставились задачи проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, летом 1972 г. Московскую область охватили торфяные и лесные пожары, что потребовало переориентации гражданской обороны на выполнение задач не только во время войны, но и в мирное время. В 1974 г. Советом Министров СССР было принято постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО», однако невоенизированные формирования гражданской обороны в большинстве своем не обладали реальными возможностями для эффективного предотвращения и борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций. Поэтому реальные задачи в рамках аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ могли осуществлять только войска гражданской обороны. Для подготовки кадрового офицерского состава войск гражданской обороны в 1967 г. было создано Московское военное училище гражданской обороны, размещенное в г. Балашиха. Инициатором его создания был Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, занимавший с 1961 по 1972 гг. должность начальника войск гражданской обороны СССР. Училище было создано на базе 147-го отдельного механизированного полка гражданской обороны и имело трехгодичный срок обучения. Предусматривалось, что в училище подготовка офицеров будет осуществляться по семи циклам: социально-экономические дисциплины, тактическая и тактико-специальная подготовка, военно-инженерная подготовка, инженерные машины и оборудование, связь, противорадиационная и противохимическая защита, общеобразовательные дисциплины. Также в училище был сформирован батальон по ускоренной подготовке младших лейтенантов со сроком обучения в 10 месяцев. Первым начальником училища был назначен генерал-майор О.П. Николаев, начальником политического отдела училища - полковник Г.Г. Громков, начальником учебного отдела - полковник К.М. Янгалов, заместителем начальника училища - полковник В.И. Белых, продолжавший также исполнять обязанности командира 147-го механизированного полка гражданской обороны, на базе которого было создано училище. 5 сентября 1969 г. состоялся первый выпуск училища.

Однако в 1974 г., в связи с отсутствием подготовленного командного состава дорожных войск, Министерством обороны СССР Московское военное училище гражданской обороны было преобразовано в Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск. Срок обучения был продлен до четырех лет, а из Каменец-Подольского высшего командного училища инженерных войск сюда был переведен факультет инженеров путей сообщений (дорожников). В этом качестве училище просуществовало до 1994 г., в 1994-1996 гг. называлось Московское высшее военное дорожное инженерное училище, а в 1996 г. было переименовано в Военно-технический университет. Именно в Московском высшем командном училище дорожных и инженерных войск продолжали готовить кадры для войск гражданской обороны СССР и после переименования училища в 1974 г. Многие выпускники этого учебного заведения прошли через «горячие точки» - Афганистан, Чечню, другие конфликты на постсоветском пространстве, участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других техногенных и природных катастроф на территории Российской Федерации и иных государств.

Серьезнейшим испытанием для войск гражданской обороны СССР стала авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Пожарная охрана, войска РХБЗ, войска Гражданской обороны, военно-строительные отряды несли на себе основную тяжесть ликвидации последствий этой страшной катастрофы. Наиболее сложные задачи были возложены на оперативную группировку войск Министерства обороны СССР, насчитывавшую 40 тысяч военнослужащих и включавшую в свой состав химические, инженерные войска и части гражданской обороны СССР. В составе группировки войск в Чернобыле, сосредоточенной для ликвидации последствий аварии, 40-44% приходилось на химические войска, 28-32% - на силы гражданской обороны, 8% - на инженерные войска, 10% - на воинские части и подразделения тыла, 7-9% - на части технического обеспечения, 4-6% - на войска связи, Военно-воздушные силы и т.д. Непосредственно в ликвидации последствий аварии участвовали переброшенные в Чернобыль и окрестности девять отдельных механизированных полков гражданской обороны и один отдельный батальон специальной защиты гражданской обороны. В общей сложности это - более 5,5 тысяч солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, 1500 единиц специальной техники. Кроме того, в ликвидации последствий аварии участвовали невоенизированные формирования Гражданской обороны СССР общей численностью в 6 тысяч человек и 500 единиц специальной техники. Подразделения Гражданской обороны и химических войск осуществляли радиационную разведку и радиационный контроль в зоне аварии. В тридцатикилометровой зоне вокруг АЭС радиационную разведку осуществляли войска гражданской обороны и химические войска, за пределами тридцатикилометровой зоны - невоенизированные формирования Гражданской обороны СССР. Именно в Чернобыле был впервые опробован опыт действия частей «двойного подчинения» - подразделений химических и инженерных войск, переданных в оперативное подчинение начальнику Гражданской обороны СССР. Одними из первых в Чернобыль из станицы Динской Краснодарского края был переброшен 955-й отдельный механизированный полк гражданской обороны. «Трудились в условиях двадцати пятиградусной жары, к концу дня от усталости валились с ног. Некоторые, боясь радиации, искали причины, чтобы покинуть Чернобыль раньше времени. Создавалась специальная комиссия, проводилась проверка. Выясняли истинность мотивов. Но большинство выполняли свой долг, как и подобает офицерам», - вспоминает участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС командир механизированного батальона 955-го механизированного полка гражданской обороны Александр Наумов. 955-й механизированный полк гражданской обороны участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с мая 1986 по октябрь 1988 гг. В течение этого время личный состав, несший службу в Чернобыле, неоднократно менялся. Полк стал единственным формированием войск гражданской обороны СССР, удостоенным по итогам работы в зоне аварии вымпела министра обороны Советского Союза «За мужество и доблесть». До Чернобыльской аварии эту высокую награду получали только боевые части. К сожалению, у многих военнослужащих полка после возвращения домой начались серьезные проблемы со здоровьем – как и у других ликвидаторов Чернобыльской аварии, подвергшихся воздействию радиации.

Войска и силы Гражданской обороны СССР героически проявили себя во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако, вместе с тем, катастрофа в Чернобыле выявила и многие слабые места в организации системы гражданской обороны в Советском Союзе. Дело в том, что на протяжении нескольких послевоенных десятилетий Гражданская оборона СССР рассматривалась, в первую очередь, как структура, призванная организовывать защиту страны в случае войны - от оружия массового поражения. Действия формирований и войск Гражданской обороны СССР в мирное время практически не прорабатывались, что и сказалось впоследствии в Чернобыле. Ликвидация чрезвычайных ситуаций в списке задач ГО СССР находилась на второстепенных позициях, а между тем в условиях снижения рисков ядерной войны, она становилась наиболее значимой для организации эффективной системы гражданской обороны.

Проблемы в организации гражданской обороны наметились задолго до Чернобыльской аварии, однако руководство СССР предпочло найти одного «виновника», которого можно было обвинить во всех недочетах и ошибках. Им стал начальник Гражданской обороны СССР Герой Советского Союза генерал армии Александр Терентьевич Алтунин (1921-1989) - участник Великой Отечественной войны, получивший золотую звезду еще в бытность капитаном, командиром стрелкового батальона - за героическую сорокадневную оборону плацдарма от гитлеровцев на территории Польши. Генерала Алтунина сняли с должности и отправили военным советником в Группу генеральных инспекторов МО СССР. На посту начальника Гражданской обороны СССР его сменил прежде занимавший должность Главного инспектора Министерства обороны СССР генерал армии Владимир Леонидович Говоров (1924-2006). Именно под руководством генерала армии Говорова началось постепенное превращение войск гражданской обороны в современную структуру, ставшую впоследствии основой формирования МЧС России. По итогам анализа событий в Чернобыле 30 июля 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Модернизация структуры и функций гражданской обороны назревала давно, и не только в контексте Чернобыльской аварии. Развитие химической промышленности, атомной энергетики, новых технологий повышало риски техногенных катастроф и обусловливало необходимость совершенствования системы защиты населения во время чрезвычайных ситуаций. Каждому штабу ГО предписывалось иметь два оперативных плана гражданской обороны – на случай войны и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время. Штабы гражданской обороны в республиках, областях, краях, на территории которых размещались объекты опасного атомного, химического производства, должны были иметь усиленную структуру, позволявшую оперативно и эффективно реагировать на возможные техногенные риски. Произошли изменения и в сфере строительства защитных сооружений, обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. На предприятиях атомной и химической промышленности средства индивидуальной защиты предполагалось размещать непосредственно на рабочих местах персонала, а в жилых районах, прилегающих к опасным объектам - в квартирах населения. Таким образом, постепенно осуществлялась переориентация системы гражданской обороны на деятельность преимущественно в условиях мирного времени, направленную на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и спасение населения в условиях техногенных и природных катастроф. Свою роль в дальнейшем совершенствовании системы гражданской обороны сыграло и землетрясение в г. Спитаке в Армянской ССР в 1988 г. Именно после этого землетрясения началось ускоренное создание подразделений спасателей. Так, 17 июля 1990 г. было принято решение об образовании Российского корпуса спасателей (РКС), а 27 декабря 1990 г. Российский корпус спасателей был создан. 17 апреля 1991 г. руководителем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, до этого занимавший должность заместителя председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству. Именно ему было суждено возглавить дальнейшее строительство системы гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возглавляя профильные ведомства на протяжении более чем двадцати лет. 18 ноября 1991 г. на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий при Президенте РСФСР. Было положено начало созданию современной российской системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных военными, техногенными и природными причинами. После распада Советского Союза укрепление системы гражданской обороны продолжалось уже в рамках российского государства. 8 мая 1993 г. Президент РФ Борис Николаевич Ельцин подписал Указ «О гражданской обороне», в соответствии с которым общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации возлагалось на Председателя Правительства Российской Федерации, становившегося начальником Гражданской обороны страны. Первым заместителем премьер-министра – начальника Гражданской обороны РФ становился председатель Государственного комитета по делам чрезвычайных ситуаций (ГКЧС). По этой же схеме была организована система гражданской обороны и на региональном уровне, на предприятиях и в учреждениях.

10 января 1994 г. Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Первым министром по делам чрезвычайных ситуаций был назначен генерал-майор Сергей Кужугетович Шойгу (генеральское звание С.К. Шойгу было присвоено в 1993 г.). За два десятилетия С.К. Шойгу удалось создать высокопрофессиональное и эффективно действующее ведомство - уникальное в своем роде. Постепенно МЧС РФ существенно расширило свои функции, поскольку с 1 января 2002 г. в состав Министерства по делам чрезвычайных ситуаций была включена Государственная противопожарная служба, прежде входившая в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации. Присоединение «пожарных» к «спасателям» позволило увеличить численность МЧС, прежде достигавшую лишь 70 тысяч сотрудников и военнослужащих, еще на 278 тысяч человек - именно столько людей служило к 2002 г. в подразделениях Государственной противопожарной службы. В подчинении МЧС РФ с момента его создания оказались и войска гражданской обороны, на которые теперь возлагались, в первую очередь, задачи по проведению аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ в военное и мирное время. На войска гражданской обороны МЧС были возложены следующие важные задачи: осуществление общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение процесса ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления; организация санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ; организация мероприятий по эвакуации населения и его первоочередному жизнеобеспечению; организация и участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. началось реформирование войск гражданской обороны, продолжавшееся параллельно с их развитием и совершенствованием и занявшее почти целое десятилетие. В 1999-2003 гг. осуществлялось преобразование отдельных бригад гражданской обороны, бывших прежде основной структурной единицей войск гражданской обороны, в спасательные центры МЧС Российской Федерации. Исходя из названия, аварийно-спасательные и эвакуационные работы становились основным профилем деятельности войск МЧС. В январе 2009 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин дал поручение реорганизовать войска гражданской обороны страны в спасательные воинские формирования постоянной готовности. В июле 2010 г. предложенный на рассмотрение парламентариев закон о реорганизации войск гражданской обороны в спасательные войска МЧС постоянной готовности был одобрен в Совете Федерации РФ. В соответствии с законом было предусмотрено создание девяти воинских спасательных формирований постоянной готовности, семь из которых должны были быть созданы при региональных центрах МЧС, а два размещены в Москве. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. №1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», войска гражданской обороны МЧС Российской Федерации были реорганизованы в спасательные воинские формирования МЧС РФ. В соответствии с законом, общее руководство спасательными воинскими формированиями МЧС РФ осуществляет Президент Российской Федерации как Верховный главнокомандующий, а непосредственное управление спасательными воинскими формированиями находится в руках Министра по чрезвычайным ситуациям. Указ о создании спасательных воинских формирований МЧС (СВФ МЧС) предусмотрел и основные цели подразделений СВФ МЧС в мирное и военное время, в условиях чрезвычайных ситуаций. Подчеркивается, что спасательные воинские формирования МЧС РФ «предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации, являются составной частью сил гражданской обороны».

За два десятилетия существования МЧС РФ военнослужащим войск МЧС пришлось не только участвовать в ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, но и побывать в «горячих точках» - как на территории России, так и в других постсоветских республиках и даже странах «дальнего зарубежья» - Афганистане, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии, Югославии, Чечне, Южной и Северной Осетии. Только на территории России за несколько лет спасательные воинские формирования МЧС РФ принимали участие в более чем 150 000 спасательных операций. В течение 10 лет войска гражданской обороны более 40 тысяч раз участвовали в ликвидации последствий различных аварий и катастроф техногенного, природного и военного характера, спасли более 70 тысяч российских и иностранных граждан. К сожалению, не обходится и без потерь, которые у «солдат мира» также бывают боевыми. Войска МЧС давно заслужили уважение и симпатию российских граждан - как настоящие защитники народа и государства. Хочется пожелать личному составу спасательных воинских формирований МЧС Российской Федерации с честью, и без потерь, нести свою нелегкую службу, за которую воинам МЧС гарантирован почет и уважение граждан России.

Скачать

< >
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!