I. Методическое описание исследования
С 1 января по 31 декабря 2023 г. в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 27 декабря 2013 г. № 1561 проводился независимый опрос населения с использованием IT-технологий. Опрос был проведен в соответствии с Порядком организации и проведения данного типа опросов на официальном сайте Республики Коми и на официальных сайтах муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми.
Цель независимого опроса – получить от населения оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Коми или в муниципальной собственности муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, по следующим критериям:
1. Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании.
2. Удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании.
3. Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом); водоснабжения (водоотведения); электроснабжения; газоснабжения.
Участие в независимом опросе являлось свободным и добровольным.
В данном опросе приняли участие в целом по республике 5 194 человека. В том числе, в разрезе муниципальных образований количество принявших участие варьировалось от 2 861 человека (МО ГО «Сыктывкар») до 35 человек (МО МР «Троицко-Печорский»). Количество человек, принявших участие в опросе в разрезе муниципальных образований, представлено в Приложении 1.
В связи с тем, что выборка формировалась стихийно (без учета соответствия структуры выборочной совокупности к генеральной совокупности), значительным преобладанием в выборочной совокупности доли респондентов из г. Сыктывкара, результаты данного опроса смещены и не являются репрезентативными (выборка нерепрезентативна по отношению к генеральной совокупности по основным социально-демографическим показателям: пол, возраст, место жительства). Также в связи с тем, что при проведении исследования не применялась идентификация IP-адресов компьютеров, с которых отвечали респонденты, некоторые респонденты могли неоднократно принимать участие в исследовании, что, в свою очередь, также оказало влияние на распределение ответов участников опроса.
Таким образом, социально-демографические характеристики респондентов, принявших участие в данном опросе, существенно отличаются от социально-демографических характеристик населения республики (т.е. от генеральной совокупности) по основным репрезентирующим параметрам – пол, возраст, место жительства.
Респонденты оценивали деятельность муниципальной власти и качество предоставляемых услуг за 2023 год.
II. Основные выводы
В целом по республике отмечается высокая удовлетворенность респондентов услугами электроснабжения, средняя удовлетворенность услугами водо-, теплоснабжения и услугами газоснабжения, невысокая удовлетворенность организацией транспортного обслуживания населения, низкая удовлетворенность качеством автомобильных дорог.
Наиболее высока удовлетворенность услугами электроснабжения:
- 83,0 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами электроснабжения и только 11,4 % не удовлетворены. Уровень удовлетворенности данным видом услуг в муниципальном округе «Инта», а также в Княжпогостском и Прилузском районах составляет более 90 %. Наиболее низкий уровень удовлетворенности услугами электроснабжения отмечен в Усть-Цилемском районе (удовлетворены 61,0 %, не удовлетворены 36,6 %).
Основными причинами неудовлетворенности организацией электроснабжения в своем муниципальном, городском округе (муниципальном районе) респонденты отметили высокую и ежегодно растущую стоимость электроснабжения (отметили 74,1 % респондентов, неудовлетворенных уровнем организации электроснабжения), а также частые перебои в электроснабжении (38,6 %).
На втором месте по степени удовлетворенности находятся услуги водоснабжения (водоотведения):
- 71,0 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами водоснабжения (водоотведения), а 18,6 % – не удовлетворены. Высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг отмечался в Прилузском районе (99,2 %), низкий – в Ижемском районе (удовлетворены 36,8 %).
Основной причиной неудовлетворенности организацией водоснабжения отмечено несоответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам (60,6 %), а также высокая и ежегодно растущая стоимость услуг водоснабжения (водоотведения) (46,0 %).
На третьем месте по степени удовлетворенности находятся услуги теплоснабжения (снабжения населения топливом):
- 68,3 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами теплоснабжения, а 17,8 % – не удовлетворены. Наиболее высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг – в Прилузском районе и Вуктыле (более 80 %), низкий – в Сыктывдинском районе (удовлетворены данными услугами 49,0 %).
Основными причинами неудовлетворенности организацией теплоснабжения респонденты назвали высокую и ежегодно растущую стоимость теплоснабжения (отметили 77,3 % респондентов, неудовлетворенных данным видом услуги), а также несоответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам (42,7 %).
На четвертом месте по степени удовлетворенности находятся услуги газоснабжения:
- 62,9 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами газоснабжения, 14,6 % – не удовлетворены, 22,5 % затруднились с ответом на вопрос. Самый высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг отмечается в Вуктыле, Сосногорске и Прилузском районе (более 90,0 %), а самый низкий уровень удовлетворенности – в Ижемском, Усть-Куломском и Усть-Цилемском районах (удовлетворены менее 7,0 %).
Основной причиной неудовлетворенности организацией газоснабжения является отсутствие централизованного газоснабжения (отметили 75,4 % респондентов, неудовлетворенных данным видом услуги).
Отмечается невысокая удовлетворенность организацией транспортного обслуживания населения:
- 49,9 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены организацией транспортного обслуживания населения, а 29,9 % – не удовлетворены. Самый высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг – в Княжпогостском и Прилузском районах (более 80 %), а самый низкий – в Сосногорске и Троицко-Печорском районе (удовлетворены менее 40,0 %).
Среди основных причин неудовлетворенности организацией транспортного обслуживания были отмечены неудовлетворительный график движения транспорта (73,2 % респондентов, неудовлетворенных данным видом услуги), плохое техническое состояние транспортных средств (38,6 %), а также отсутствие прямого транспортного сообщения с некоторыми точками муниципального, городского округа (муниципального района) (32,5 %).
Отмечается низкая удовлетворенность респондентов качеством автомобильных дорог:
- 33,8 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены качеством автомобильных дорог, а 53,0 % – не удовлетворены. Наиболее высокие показатели удовлетворенности качеством автомобильных дорог отмечаются респондентами Прилузского района (95,2 %). Самый низкий уровень удовлетворенности данным видом услуг – в Койгородском и Удорском районах (удовлетворены менее 20,0 %).
Основной причиной неудовлетворенности качеством автомобильных дорог является плохое состояние дорожного полотна (выбоины, просадки и иные повреждения), что отметили 92,0 % респондентов неудовлетворенных данным видом услуги).