21 июня кинологические подразделения органов внутренних дел отметили 112-ую годовщину со дня создания.
Профессия кинолога выделяется в ряду других полицейских профессий, так как выполнять служебные обязанности полицейскому-кинологу приходится практически всегда не одному, а вместе со своим напарником – служебной собакой. Кинологи одни из первых сталкиваются с опасностями при несении службы.
В настоящее время в Интинском ОМВД России два аттестованных сотрудника, которые несут службу в тандеме со служебными собаками. Это полицейский кинолог отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС, старший сержант полиции Михаил Кузин, а также инспектор-кинолог кинологического направления, младший лейтенант полиции Алексей Батманов. Оба работают с длинношерстными немецкими овчарками.
У каждой собаки есть своя специальность. Одни занимаются взрывными веществами и устройствами, вторые – поиском запрещенных веществ. Есть еще охранно-конвойные, патрульно-постовые, оперативно-розыскные и минно-розыскные собаки. У каждого направления свой круг задач и обязанностей.
Алексей Батманов работает в «связке» с оперативно-розыскной собакой по кличке Жакар. Четвероногий напарник был закреплен за Алексеем два года назад, когда молодой сотрудник Интинского ОМВД был принят полицейским кинологом в отделение патрульно-постовой службы. В этом году переведен на должность инспектора-кинолога.
Знакомство с работой в тандеме с животным у нашего собеседника состоялось еще во время прохождения службы в армии, а конкретно – в кинологических войсках.
Когда вернулся домой, поступило предложение – служить кинологом в полиции.
Так молодой человек попал в эту специфическую профессию и не жалеет о том, что принял предложение.
Как правило, собака закрепляется за кинологом, будучи еще щенком. Когда он подрастет, ему начинают прививать специальные навыки по его профилю работы, а потом он вместе с кинологом отправляется в один из трех центров в стране, где в течение полугода проходит спецподготовку по своему профилю.
У Алексея сложилось все иначе. Жакар перешел к нему от другого кинолога. На тот момент псу было три года.
Связка «человек-собака» состоялась не сразу, сначала взрослая собака отказывалась признавать в новом кинологе хозяина.
– Мы проходили с Жакаром спецобучение в Егорьевске, где находится филиал Ростовской школы служебно-розыскного собаководства. Для Жакара это была вторая служебная командировка в «учебку», – рассказывает Алексей Батманов. – С одной стороны повезло, что собака уже прошла общий курс дрессировки, была обучена следовой работе, работала в конвойной службе. С другой стороны, мы с ней были мало знакомы. По приезде в Егорьевск иногда возникали проблемы с восприятием меня как хозяина, между нами было соперничество кто кого переборет.
– Опыт кинолога, полученный в армии, пригодился в службе в полиции?
– Кинология в кинологических войсках и в полиции – два разных мира. В Егорьевске мне сказали, чтобы я забыл все, чему учили в армии. В армии собака – в первую очередь животное. Кормить с рук запрещается, корм насыпается в миску, ставится на землю и подвигается к собаке ногой. В войсках у собак происходит смена хозяина, когда тот уходит на дембель. Поэтому не допускалось слишком тесного сближения. В полиции собака и полицейский – единый организм. Чтобы установить связь с собаками, мы учили конспекты, сидя в вольерах. Пока собака ест, мы читаем и учим информацию, – поясняет Алексей.
– Расскажите о последних случаях, когда Жакар помог раскрыть преступление или найти злоумышленника.
– Один из последних таких случаев произошел в апреле, именно в тот день, когда меня назначили на должность инспектора-кинолога. В дежурную часть поступило сообщение о том, что в одном из старых зданий в поселке Верхняя Инта крадут радиаторы. Мы с Жакаром вошли в состав следственно-оперативной группы. Выдвинулись по месту происшествия. Если времени после преступления прошло много, собака может сбиться со следа. В тот день прошел примерно час с момента сообщения. Сторож увидел, как неизвестные крадут батареи, он их спугнул и сразу вызвал полицию. С места, где лежали эти батареи, я применил собаку на обыск местности. Пошли обыскивать территорию, чтобы обнаружить схожие запахи с теми, что были оставлены на исходной точке. Пускаю Жакара, и он указал на стоявший неподалеку автомобиль. Это могло значить, что злоумышленники имеют некое отношение к этой машине. После обыска местности мы вместе с собакой возвращались обратно, и я увидел, что к машине направляются двое молодых людей. Как выяснилось, они, действительно, приехали на этой машине. Таким образом, злоумышленники были задержаны.
В отличие от сотрудников других подразделений ОМВД полицейские кинологи не имеют выходных как таковых. Служебная собака нуждается в уходе не только в рабочие дни. Ежедневно кинологи приходят к своим четвероногим напарникам, чтобы выгулять и покормить. Животное выгуливается не реже двух раз в день (утром и вечером), питается так же. Нормы питания служебной собаки рассчитываются в зависимости ее от веса.
– Жакар весит 35 килограммов, и ему положено 750 г сухого корма в день. При этом 150 граммов – это так называемые «северные», дополнительный корм для собак, работающих в условиях Севера.
– Ранее вы служили вместе с Жакаром в отделении патрульно-постовой службы. Как служебная собака применяется во время патрулирования улиц города?
– В составе патруля ППС инспектор-кинолог также патрулирует территорию вместе с четвероногим коллегой. Служебная собака – весомый аргумент при общении с людьми. Сотрудникам ППС приходится работать с разным контингентом лиц, среди них нередко встречаются откровенно буйные граждане. В присутствии овчарки с такими людьми можно вести конструктивный диалог. ППС осуществляет охрану общественного порядка. На маршруте патрулирования могут произойти какие-то преступления или правонарушения. Служебная собака – это спецсредство, большой помощник. Если что-то случится, в определенных случаях мы вправе применить это спецсредство, например, для поимки убегающего преступника. Собака стопроцентно его догонит. Мне, к счастью, не приходилось давать команду «фас».
За время совместной службы Алексей «прикипел» к Жакару, между ними установился тесный контакт. О своем четвероногом напарнике инспектор-кинолог отзывается с большой гордостью и любовью:
– Жакар, когда необходимо, может проявить агрессию, применить оборонительную тактику, но в повседневной жизни он очень ласковый и добрый.
Коллега Алексея Батманова – Михаил Кузин – поступил на службу в органы внутренних дел 15 лет назад. В должности полицейского-кинолога отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС служит последние десять лет.
Собака, в тандеме с которой работает Михаил, была закреплена за ним еще щенком. В служебных интересах кличка четвероногого напарника не разглашается.
Позже пес был передан другому кинологу, и из охранно-конвойной собаки «переквалифицировался» в оперативно-розыскную. Несколько лет назад он снова был переведен на службу под начало Михаила Кузина. Это тот редкий случай, когда животное переходит от кинолога к кинологу.
– Собака сразу признала меня, влилась в работу, как будто не расставались, – вспоминает Михаил Кузин.
– С чего начинается день полицейского-кинолога?
– С кормления и выгула собаки. Служебную собаку, особенно работающую по розыску, нужно очень хорошо выгуливать, чтобы животное включилось работу и не отвлекалось на посторонние запахи и следы. Перед занятиями по общему курсу дрессировки собаку надо сначала загонять хорошенько, чтобы она могла спокойно выполнять команды. Систематически с конвойной собакой проводятся тренировки, дается вводная, к примеру, побег из автозака. Обученный сотрудник надевает тренировочный рукав и изображает преступника. На тренировках собака показывает отличные навыки. Обладающий такими данными, в случае реального побега пес сработает «на все сто». Как и все немецкие овчарки, мой напарник очень вынослив.
– Вы работали и с оперативно-розыскной и охранно-конвойной собакой. В чем разница?
– Разница в программе обучения, в характере собаки. У Жакара, с которым мне также приходилось несколько лет работать, характер мягче. Служба конвойной собаки заключается в проявлении агрессии. В спецучреждении служебная собака дисциплинирует подозреваемых и обвиняемых. Когда такая мощная овчарка (весом 43 кг) начинает работать – вести себя достаточно грозно и агрессивно – у тех, кто содержится в изоляторе или у тех, кого мы конвоируем, не возникает даже и мысли о побеге или оказании сопротивления, нападении на сотрудника полиции. Моя собака в принципе не агрессивная. Просто свое дело знает – когда и на кого проявлять агрессию. В ней много злобы, но ведет она себя всегда адекватно, без нужды не кидается на людей.
– Вашему четвероногому напарнику восемь лет. Это возраст, когда служебные собаки снимаются с довольствия и «выходят на пенсию»?
– После восьми лет службы собаки создается комиссия, которая определяет состояние животного – может оно в дальнейшем работать или же нет. Ведь собаки находятся в постоянном напряжении, из-за этого страдает их психика, суставы. В ходе выполнения служебных обязанностей они могут получить травму. Если комиссия даст «добро», мой пес еще послужит.
***
В настоящее время в Республике Коми несут службу 119 полицейских-кинологов, в том числе вольнонаемные работники. На боевом посту находятся 114 собак. Из пород самой популярной является немецкая овчарка, также есть бельгийские овчарки (малинуа), спаниели и единственный в регионе, да и во всей России, питбультерьер.