Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Инта, ул. Горького, 16
inta-mo@yandex.ru

Наш адрес

В Инте   4.5°
11.06.2021

Обмен культурными традициями – важный процесс взаимодействия и взаимообогащения культур народов. Сотрудничество и обмен в области культуры содействуют лучшему взаимопониманию между людьми и народами.

Семь лет назад накануне Нового года к нам в Инту приезжали представители редакции программ народов Севера телеканала России «Ямал-регион». Гости из Салехарда тогда выполнили большой объем задач и собрали много информационно-тематического материала для программ «Зарни куд» (Золотая шкатулка), «Северный колорит», «Изьватас олӧм» (Жизнь ижемцев). Сотрудники Центра культурного наследия организовали неделю коми творчества. В рамках встреч познакомили гостей с творчеством детского ансамбля «Шонді» (Солнце), побывали в гостях у Эмилии Гаршиной «Сёям-юам Миля ордын» (Пьём-едим у Мили), которая угостила гостей вкусными коми национальными блюдами и выпечкой. Пообщались с мастерицами декоративно-прикладного творчества по выделке камуса, шитью пим и малиц, одежды для кукол, коми национальных костюмов и плетению поясов. В СДК пст Юсьтыдор семья Ульяны Прокопьевны Чупровой разыграла театрализованную инсценировку «Чумсянь лэччӧм» (Приезд с чума) с участием трех поколений оленеводов. Они показали, насколько тяжела жизнь кочевников тундры. В морозный декабрьский день ездили в деревню Ярпияг, где познакомились с ансамблем «Ярпияночка», побеседовали о сельской жизни. Завершилась неделя коми творчества съемками новогодней коми программы «Накануне Нового года», где каждый участник огонька поделился своими рассказами о житье-бытье коми ижемцев в Инте. А на мероприятии присутствовали в основном участницы ансамбля коми песни «Мадаяс» (Милые). Конечно же, гости пригласили тогда с ответным визитом интинцев.

Вот тогда-то и зародились мысли о поездке в Ямало-Ненецкий округ. Очень хотелось увидеть, как живут там изьватас (ижемцы), поближе с ними познакомиться. Прошло более семи лет, прежде чем задумки начали сбываться.

В 2020 году сотрудники Центра культурного наследия подали заявку на участие в отборе народных проектов в рамках реализации «Народного бюджета» в Рес­публике Коми. Программу творческой поездки интинских коллективов в поселок Харуту Ненецкого автономного округа и поселок Мужи Ямало-Ненецкого автономного округа в целях сотрудничества назвали «Ӧтувъя рӧдвуж» (Одна родня). Народный проект в приоритетном направлении «Этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Республики Коми» был одобрен региональными властями. При поддержке Министерства национальной политики Республики Коми в этом году интинцы приступили к реализации проекта. Воплощение данного проекта в год 100-летия Республики Коми способствует установлению межрегионального контакта между центрами культурно-досуговой деятельности Республики Коми, Ямало-Ненецкого и Ненецкого округов, трех регионов России.

22 мая состоялась первая поездка в поселок Харуту Ненецкого округа. С харутинцами у Инты давно добрые и деловые отношения. Взаимообмен культурными программами постоянно происходит с ближайшим соседом харутинцев Адзьвавомским домом культуры. В 2019 году ансамбль «Мадаяс» принял участие в межрегиональном фольклорном празднике «Пусть не прервется нить традиций». ­Харутинцы-оленеводы – частые гости праздника оленеводов «Тэрыб кӧр» и других мероприятий в городе Инте.

Из истории поселения Харута
Поселок Харута расположился на левом берегу реки Адзьва, (в месте впадения в неё реки Харута в 1,5 км выше по течению реки Адзьва) на територрии Республики Коми, но административно поселок принадлежит Ненецкому автономному округу.
Основан в 1892 году. Первопоселенцами были выходцы из Ижмы: Ф.А. Канев с женой и тремя детьми, которые проживали там одни до 1929 года.
К 1940 году в поселке было 7 домов. Основное строительство развернулось в 50-60 годах прошлого века. С 1955 года Харута – база колхоза «Рассвет Севера», образовавшегося путем слияния трех колхозов. Основное направление деятельности – оленеводство. Колхозные бригады кочевали по огромной территории – от пармы в Коми вплоть до побережья Северного Ледовитого океана. Аэродром с грунтовой взлетно-посадочной полосой принимает самолеты АН‑2 и любые вертолеты. На время ледохода рейсовые вертолеты из Нарьян-Мара принимаются на вертодром, расположенный в 2 км от Харуты на заброшенной базе геологоразведчиков. В летнее время выполняются рейсы из Инты. В зимний период поддерживается зимник, связывающий поселок с городами Нарьян-Мар и Инта.
В настоящее время в поселке проживает около 500 человек, примерно по третьей части русские, ненцы, коми. Харута является административным центром Хоседа-Хардского сельского совета. (Хоседа-Хард в переводе с ненецкого – дом на березовой сопке). В поселке расположены сельсовет, база СПК «Рассвет Севера», Дом культуры, баня, детский сад, средняя школа, пекарня, автоматическая телестанция, спортивный комплекс.
С пристани 35 км творческая группа добиралась по рекам Косью, Уса и Адзьва на катере почти девять часов. Даже то, что при высадке попали под проливной дождь, намокли костюмы самодеятельных артистов и более чем полуторачасовое опоздание не омрачили настроения встречи. Харутинцы дождались-таки праздничной концертной программы «Праздникӧн, бур йӧз!» (С праздником, друзья!). В программе участвовали ансамбль коми песни «Мадаяс» и Татьяна Гмырина, солистка Дворца культуры и техники. Кстати, ее отец родился и вырос в Адзьвавоме, и Татьяна давно мечтала посмотреть северные просторы. Творческий коллектив «Мадаяс» поддерживает коми культуру, развивает и укрепляет веками сложившиеся традиции и обычаи, продолжает дело своих предков, выражая это через коми песню.
Сейчас «Мадаяс» активно готовится ко второй поездке в поселок Мужи. Она планируется в конце июня. Проехав на вахтовке, поезде, «Метеоре», участницы попадут на двухдневный этнофорум. На мероприятие соберутся представители разных народов, и участницы титульной нации Республики Коми представят мастер-класс по коми национальным инструментам. А на следующий день уже покажут целую концертную программу для зрителей.
 
Из истории поселения Мужи
Райцентр Мужи находится в 220 км к юго-западу от областного центра Салехарда. Расположен на берегу рек Малой Оби и Юган, протоки Вылью, с протяженной планировочной структурой. Село пересекается ручьями и оврагами в широтном направлении. Один из наиболее крупных оврагов делит условно Мужи на южный и северный районы.
Ханты издавна жили в низовьях реки Оби с притоками Куноват, Сыня, Войкары. Первые люди поселились в районе нынешнего села Мужи в первом тысячелетии до н. э. В 1840–1850 гг село стало заселяться переселенцами-ижемцами. Они селились зачастую по соседству с поселениями хантов и манси. Например, до заселения Мужи зырянами на этой территории жили ханты. В 1840 году в селе была построена деревянная церковь во имя святого архисирата Божия Михаила, а также два дома для духовенства в целях христианизации язычников хантов. Этот поселок стали называть Попвож. Сюда и стали примыкать кочующие оленеводы коми. Ханты сейчас живут в пяти километрах ниже от села в «остяк Мыжи». Впоследствии поселок Попвож получил название Мужи (по-хантыйски «незамирающая вода»). Вместе с ижемскими оленеводами переваливали через Урал и некоторые семьи европейских ненцев.
В с. Мужи Обдорского отделения Куноватской волости был торжок, который проходил в ноябре каждого года. Кроме зырян, на торжок съезжались со своими товарами русские и остяки. В 1850 году на Мужевском торжке продавали осетра, нельму, семгу, белку, лисиц, оленьи шкуры, неплюи, одежду (парки, малицы, пимы), коровье масло.
Село Мужи из малозначимого поселения с 72 жителями в 1851 году превратилось к началу двадцатого века, по отзывам современников, в богатое торговое село. Решающую роль в этом сыграло его удачное расположение на берегу Оби, где пересекались важнейшие торговые пути, почтовый и земский тракты и предприимчивость его жителей, главным образом зырян.
Спустя десятилетия в результате постоянного притока сюда с Печоры и Ижмы новых переселенцев здесь образуется большое коми-ижемское село, в котором, по данным на 1926 год, насчитывалось 384 хозяйства и 1305 человек коми. Коми в это время составляли абсолютное большинство среди других национальностей.
Село Мужи является административным и культурным центром района. В селе развит водный, воздушный и автомобильный транспорт, а также такие отрасли народного хозяйства, как сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, оленеводство, охотопромысел, рыбодобыча, сбор дикоросов.
К концу года, реализовав проект, работники культуры, уверены в этом, сделают все возможное для сохранения культурного наследия Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Сохранение и поддержание культурных традиций, разнообразие репертуара творческих коллективов, формирование высокой социальной активности населения – планируемые результаты проекта. В результате поездки будут выпущены CD-диски и буклеты с возможностью тиражирования опыта проектов. У коллективов появится возможность дружеского обмена творческими идеями, привлечение большего числа новых исполнителей для участия в фес­тивале «Сельские самоцветы» и праздника оленеводов «Тэрыб кӧр» в Инте. Проект направлен и на решение такой проблемы, как отсутствие возможности для частого культурного обмена и общения из-за удаленности между центрами – соседями трех субъектов нашей страны.
Несмотря на продолжающиеся ограничительные меры из-за пандемии коронавируса, организаторы уверены, что задачи проекта: сохранение и защита самобытности языков, развитие межкультурного и межнационального диалога коренных народов Республики Коми, Ненецкого автономного округа и Ямало-ненецкого автономного округа – будут выполнены.

< >
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!