С 1 января по 31 декабря 2020 г. в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 27 декабря 2013 г. № 156[1] проводился независимый опрос населения с использованием IT-технологий. Опрос был проведен в соответствии с Порядком организации и проведения данного типа опросов на официальном сайте Республики Коми и на официальных сайтах муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми.
Цель независимого опроса – получить от населения оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Коми или в муниципальной собственности муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, по следующим критериям:
1. Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании.
2. Удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании.
3. Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом); водоснабжения (водоотведения); электроснабжения; газоснабжения.
Участие в независимом опросе являлось свободным и добровольным.
В данном опросе приняли участие в целом по республике 6919 человек. В том числе, в разрезе муниципальных образований количество принявших участие варьировалось от 1 713 человек (МО ГО «Ухта») до 14 человек (МО МР «Удораский»). Количество человек, принявших участие в опросе в разрезе муниципальных образований, представлено в Приложении 1.
Результаты данного опроса не являются репрезентативными, так как выборка формировалась стихийно (без учета соответствия структуры выборочной совокупности к генеральной совокупности) и нерепрезентативна по отношению к генеральной совокупности по основным социально-демографическим показателям: пол, возраст, место жительства (в целом по Республике Коми). Также в связи с тем, что при проведении исследования не применялась идентификация IP‑адресов компьютеров, с которых отвечали респонденты, некоторые респонденты могли неоднократно принимать участие в исследовании, что, в свою очередь, также оказало влияние на распределение ответов участников опроса.
Таким образом, социально-демографические характеристики респондентов, принявших участие в данном опросе, существенно отличаются от социально-демографических характеристик населения республики (т.е. от генеральной совокупности) по основным репрезентирующим параметрам – пол, возраст, место жительства.
Респонденты оценивали деятельность муниципальной власти и качество предоставляемых услуг за 2020 год. Обработку результатов онлайн-опроса в программе SPSS осуществлял отдел мониторинга Управления общественных связей Администрации Главы Республики Коми.
В целом по республике отмечается высокая удовлетворенность респондентов услугами электроснабжения, средняя удовлетворенность услугами водо-, тепло-, газоснабжения и организацией транспортного обслуживания населения и невысокая удовлетворенность качеством автомобильных дорог, диаграммы 1, 2.
Наиболее высока удовлетворенность услугами электроснабжения:
- 73 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами электроснабжения и только 24 % не удовлетворены. Уровень удовлетворенности данным видом услуг в Вуктыле, Инте, Печоре, Прилузском и Усть-Вымском районах составляет 90 % и более. Наиболее низкий уровень удовлетворённости услугами электроснабжения отмечен в Ухте (удовлетворены 40 %, не удовлетворены 58 %), диаграмма 3.
Основными причинами неудовлетворенности организацией электроснабжения в своем городском округе (муниципальном районе) респонденты отметили высокую и ежегодно растущую стоимость электроснабжения (отметили 44 % респондентов, неудовлетворенных уровнем организации электроснабжения), а также частые перебои в электроснабжении (34 %), диаграмма 4.
На втором месте по степени удовлетворенности находятся услуги водоснабжения (водоотведения):
- 59 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами водоснабжения (водоотведения), а 34 % – не удовлетворены. Высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг отмечался в Инте, Печоре, Прилузском районе (более 80 %), низкий – в Княжпогостском и Усть-Цилемском районах (удовлетворены 25 % и ниже), диаграмма 5.
Основной причиной неудовлетворенности организацией водоснабжения отмечено несоответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам[2] (55 % респондентов, неудовлетворенных данным видом услуги), диаграмма 6.
На третьем месте по степени удовлетворенности находятся услуги теплоснабжения (снабжения населения топливом):
- 53 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами теплоснабжения, а 38 % – не удовлетворены. Высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг – в Инте, Печоре, Прилузском районе (более 80 %), низкий – в Ухте (удовлетворены 27 %, не удовлетворены – 68 %), диаграмма 7.
Основными причинами неудовлетворенности организацией теплоснабжения респонденты назвали несоответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам[3] (отметили 36 % респондентов) и высокую и ежегодно растущую стоимость теплоснабжения (35 %), диаграмма 8.
На четвертом месте по степени удовлетворенности находятся услуги газоснабжения:
- 51 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами газоснабжения, 20 % – не удовлетворены. Самый высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг отмечается в Вуктыле, Усинске, Печоре и Усть-Вымском районе (отметили 85 % и более), а самый низкий уровень удовлетворенности – в негазифицированных муниципальных образованиях: в Воркуте, Инте, Ижемском, Усть-Куломском и Усть-Цилемском районах (удовлетворены не более 7 %), диаграмма 9.
Основной причиной неудовлетворенности организацией газоснабжения является отсутствие централизованного газоснабжения (отметили 65 % респондентов, неудовлетворенных данным видом услуги), диаграмма 10.
На пятом месте по степени удовлетворенности находится организация транспортного обслуживания населения:
- 49 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены организацией транспортного обслуживания населения, а 37 % – не удовлетворены. Самый высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг – в Инте и Прилузском районе (более 80 %), а самый низкий – в Воркуте и Ухте (удовлетворены 25 % респондентов, не удовлетворены – 59 % и выше), диаграмма 11.
Среди основных причин неудовлетворенности организацией транспортного обслуживания были отмечены неудовлетворительный график движения транспорта (38 %), отсутствие прямого транспортного сообщения с некоторыми точками городского округа (муниципального района) (30 %), а также плохое техническое состояние транспортных средств (27 %), диаграмма 12.
Отмечается невысокая удовлетворенность качеством автомобильных дорог:
- 33 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены качеством автомобильных дорог, а 61 % – не удовлетворены. Наиболее высокие показатели удовлетворенности качеством автомобильных дорог отмечаются респондентами Инты, Печоры и Прилузского района (70 % и выше). Самый высокий уровень неудовлетворенности – в Воркуте, Ухте, Усть-Куломском и Усть-Цилемском районах (не удовлетворены более 80 %), диаграмма 13.
Основной причиной неудовлетворенности качеством автомобильных дорог является плохое состояние дорожного полотна (выбоины, просадки и иные повреждения), что отметили 57 % респондентов, диаграмма 14.
[1] Указ Главы Республики Коми от 27 декабря 2013 г. № 156 «О порядке организации и проведения опросов по оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления (глав муниципальных образований, местных администраций, председателей представительных органов муниципальных образований), унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Коми или в муниципальной собственности муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий».
[2] недостаточная температура нагрева воды, вода имеет посторонний запах, цвет и другое.
[3] не поддерживается необходимая для нормальной жизнедеятельности температура в помещении.
Полный текст Результатов опроса