С 1 января по 31 декабря 2021 г. в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 27 декабря 2013 г. № 156[1] проводился независимый опрос населения с использованием IT-технологий. Опрос был проведен в соответствии с Порядком организации и проведения данного типа опросов на официальном сайте Республики Коми и на официальных сайтах муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми.
Цель независимого опроса – получить от населения оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Коми или в муниципальной собственности муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, по следующим критериям:
1. Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании.
2. Удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании.
3. Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом); водоснабжения (водоотведения); электроснабжения; газоснабжения.
Участие в независимом опросе являлось свободным и добровольным.
В данном опросе приняли участие в целом по республике 7 352 человека. В том числе, в разрезе муниципальных образований количество принявших участие варьировалось от 1 243 человек (МО ГО «Инта») до 127 человек (МО МР «Княжпогостский»). Количество человек, принявших участие в опросе в разрезе муниципальных образований, представлено в Приложении 1.
В связи с тем, что выборка формировалась стихийно (без учета соответствия структуры выборочной совокупности к генеральной совокупности), результаты данного опроса смещены и не являются репрезентативными (выборка нерепрезентативна по отношению к генеральной совокупности по основным социально-демографическим показателям: пол, возраст, место жительства). Также в связи с тем, что при проведении исследования не применялась идентификация IP‑адресов компьютеров, с которых отвечали респонденты, некоторые респонденты могли неоднократно принимать участие в исследовании, что, в свою очередь, также оказало влияние на распределение ответов участников опроса.
Таким образом, социально-демографические характеристики респондентов, принявших участие в данном опросе, существенно отличаются от социально-демографических характеристик населения республики (т.е. от генеральной совокупности) по основным репрезентирующим параметрам – пол, возраст, место жительства.
Респонденты оценивали деятельность муниципальной власти и качество предоставляемых услуг за 2021 год.
II. Основные выводы
В целом по республике отмечается высокая удовлетворенность респондентов услугами электроснабжения, средняя удовлетворенность услугами водо-, теплоснабжения и организацией транспортного обслуживания населения, невысокая удовлетворенность услугами газоснабжения, низкая удовлетворенность качеством автомобильных дорог.
Наиболее высока удовлетворенность услугами электроснабжения:
- 78,2 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами электроснабжения и только 16,3 % не удовлетворены. Уровень удовлетворенности данным видом услуг в Вуктыле, Инте составляет более 90 %. Наиболее низкий уровень удовлетворённости услугами электроснабжения отмечен в Усть-Цилемском районе (удовлетворены 46 %, не удовлетворены 41,6 %).
Основными причинами неудовлетворенности организацией электроснабжения в своем городском округе (муниципальном районе) респонденты отметили высокую и ежегодно растущую стоимость электроснабжения (отметили 47,6 % респондентов, неудовлетворенных уровнем организации электроснабжения), а также частые перебои в электроснабжении (25,7 %).
На втором месте по степени удовлетворенности находятся услуги водоснабжения (водоотведения):
- 60,4 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами водоснабжения (водоотведения), а 29,3 % – не удовлетворены. Высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг отмечался в Инте, Сосногорске, Усинске, Прилузском районе (более 70 %), низкий – в Ижемском, Княжпогостском, Удорском и Усть-Цилемском районах (удовлетворены менее 40 %).
Основной причиной неудовлетворенности организацией водоснабжения отмечено несоответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам[2] (44,9 %), а также высокая и ежегодно растущая стоимость услуг водоснабжения (водоотведения) (30,0 %).
На третьем месте по степени удовлетворенности находятся услуги теплоснабжения (снабжения населения топливом):
- 57,6 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами теплоснабжения, а 28,9 % – не удовлетворены. Наиболее высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг – в Инте (более 80 %), низкий – в Вуктыле (удовлетворены данными услугами менее 30 %).
Основными причинами неудовлетворенности организацией теплоснабжения респонденты назвали высокую и ежегодно растущую стоимость теплоснабжения (отметили 42,2 % респондентов, неудовлетворенных данным видом услуги), а также несоответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам[3] (30,6 %).
На четвертом месте по степени удовлетворенности находится организация транспортного обслуживания населения:
- 47,1 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены организацией транспортного обслуживания населения, а 35,4 % – не удовлетворены. Самый высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг – в Инте и Корткеросском районе (более 70 %), а самый низкий – в Воркуте (удовлетворены 18,9 % респондентов, не удовлетворены – 63,4 %).
Среди основных причин неудовлетворенности организацией транспортного обслуживания были отмечены неудовлетворительный график движения транспорта (41,1 %), плохое техническое состояние транспортных средств (29,1 %), а также отсутствие прямого транспортного сообщения с некоторыми точками городского округа (муниципального района) (22,5 %).
Отмечается невысокая удовлетворенность услугами газоснабжения:
- 39,8 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены услугами газоснабжения, 22,8 % – не удовлетворены, 37,4 % затруднились с ответом на вопрос. Самый высокий уровень удовлетворенности данным видом услуг отмечается в Вуктыле, Усинске, Сосногорске (отметили более 80 %), а самый низкий уровень удовлетворенности – в Инте, Ижемском, Усть-Куломском и Усть-Цилемском районах (удовлетворены менее 6 %).
Основной причиной неудовлетворенности организацией газоснабжения является отсутствие централизованного газоснабжения (отметили 70,1 % респондентов, неудовлетворенных данным видом услуги).
Отмечается низкая удовлетворенность респондентов качеством автомобильных дорог:
- 29,4 % опрошенных (в целом по республике) удовлетворены качеством автомобильных дорог, а 64,1 % – не удовлетворены. Наиболее высокие показатели удовлетворенности качеством автомобильных дорог отмечаются респондентами Инты, Корткеросского района (более 60 %). Самый высокий уровень неудовлетворенности данным видом услуг – в Воркуте, Сосногорске, Ижемском, Сыктывдинском, Удорском, Усть-Куломском районах (не удовлетворены более 80 %).
Основной причиной неудовлетворенности качеством автомобильных дорог является плохое состояние дорожного полотна (выбоины, просадки и иные повреждения), что отметили 59,7 % респондентов неудовлетворенных данным видом услуги).
Полный текст результатов опроса
[1] Указ Главы Республики Коми от 27 декабря 2013 г. № 156 «О порядке организации и проведения опросов по оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления (глав муниципальных образований, местных администраций, председателей представительных органов муниципальных образований), унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Коми или в муниципальной собственности муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, расположенных в границах Республики Коми, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий».
[2] недостаточная температура нагрева воды, вода имеет посторонний запах, цвет и другое.
[3] не поддерживается необходимая для нормальной жизнедеятельности температура в помещении