Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Инта, ул. Горького, 16
inta-mo@yandex.ru

Наш адрес

Методическая справочная информация о предупреждении и профилактике потребления наркотиков и наркомании, о противодействии спросу и предложению на наркотики (родителям, педагогам)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И

ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И НАРКОМАНИИ,

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ СПРОСУ И ПРЕДЛОЖЕНИЮ НА НАРКОТИКИ

(родителям, педагогам)

СОДЕРЖАНИЕ

1.                Что такое наркомания?

2.                Раннее выявление фактов потребления

3.                Сколько живет потребитель наркотиков

4.                Последовательность действий

5.                Признаки опьянения современными синтетическими психоактивными веществами ( «солями», «миксами», «спайсами», «курительными смесями»)

6.                Информация об учреждениях, куда можно обращаться по вопросам профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых   

7.                Ответственность юридических лиц за незаконный оборот наркотиков

8.                Уничтожение очагов дикорастущих растений

Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества (ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 № 3-ФЗ)

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЁБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Законодательством РФ регламентировано проведение профилактических медицинских осмотров (тестирования на потребление наркотиков) и социально - психологического анкетирования учащихся образовательных учреждений, учреждений профессионального образования и студентов высших учебных заведений, с целью раннего выявления фактов потребления наркотиков.

Сформирована система раннего выявления фактов потребления наркотиков:

(1) В Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» внесены изменения и дополнения. Глава VI.1. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании дополнена:

- статьёй 53.1. Организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании. Согласно этой статьи, - Профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании осуществляют: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- статьёй 53.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании. Согласно этой статьи, - К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании относятся: разработка и реализация государственной политики в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; научно-методическое обеспечение в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; ведение пропаганды здорового образа жизни и нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; выявление причин и условий незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и принятие мер по устранению таких причин и условий; установление единой государственной статистической отчетности в области функционирования системы профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; разработка и реализация долгосрочных (федеральных) целевых программ и ведомственных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации полномочий.

- статьёй 53.3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании. Согласно этой статьи, - К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, в том числе: разработка, утверждение и реализация региональных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочий.

- статьёй 53.4. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Согласно этой статьи, - Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя:

- социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

- профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, условия проведения указанных медицинских осмотров определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет), в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации, а также образовательные организации высшего образования обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся в таких образовательных организациях.

(2) В Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» внесены дополнения и изменения, согласно которых:

- Органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

- Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции принимают меры по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

(3) В Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесены дополнения и изменения, согласно которых:

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), согласно подпункта 21.3 пункта 2 статьи 26.3, относится решение вопросов по организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.

(4) В Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесены дополнения и изменения, согласно которых:

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, согласно пункта 15.1 части 3 статьи 28, относится организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.


Источники:

- Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (Принят Государственной Думой 15 мая 2013 года, Одобрен Советом Федерации 29 мая 2013 года);

- Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».



Обратите внимание на подростков и молодёжь:

Признаки опьянения современными дизайнерскими синтетическими психоактивными веществами («солями», «миксами», «спайсами», «курительными смесями»): - «курительный смеси» (синтетические каннабиноиды, «спайсы», «миксы») и «соли» (известны в обиходе как, «соли», «спиды», «дизайнерские синтетические смеси») воздействуют первоначально на психику и интеллект человека. Создаётся ложное впечатление, что физическое состояние человека не страдает, и в связи с этим якобы нет физической зависимости от психоактивного вещества. В тоже время интеллектуальная составляющая выхолащивается, разрушается и нейтрализуется этими наркотиками в кратчайший период времени. Перестаёт привлекать внимание опыт прежней жизни, окружающая реальность перестаёт иметь значение, приходит полное отсутствие желания совершенствовать себя лично и благоустраивать свою жизнь, её перспективы полностью игнорируются, перестают признаваться близкие родственники, мирное сосуществование с ними прекращается. Используется частое потребление синтетических ПАВ, - «солей» (до 6-8 раз в течении суток), применяются так называемые «марафоны», то есть потребление этих наркотиков в таком режиме в течении 5-6 дней без остановки. Такой режим потребления становится главным смыслом существования. Возникают психиатрические галлюцинации, неврозы, устойчивая психиатрическая болезнь. Практически полностью утрачивается способность и желание созидательно думать и принимать разумные решения. Потребители склонны к суициду (самоубийству), причинению вреда себе (например, вскрытие вен, выпрыгивание из окон многоэтажных домов, попытки перерезать себе горло) и другим (например, убийство или причинение телесных повреждений). Потребитель данных психоактивных веществ (ПАВ) характеризуется в период активного употребления синтетической дизайнерской синтетики как «животное», «овощ», «абсолютно безмозглое существо», «обезьяно- подобная сущность». На исходе психоактивного воздействия вещества потребитель, как правило, впадает в паранойю (манию преследования), склонен в этом состоянии к немотивированным нападениям на людей, считая их преследователями и врагами. В паузах между потреблением возникает жесточайшая депрессия со склонностью к суициду (самоубийству), сопряжённая с несдерживаемым гневом и раздражением, склонностью к побегу из того места в котором находится человек в любом ни чего не значащем направлении (отмечены факты, когда потребители, употребив новые синтетические ПАВ, оказывались в других городах и не знали как это произошло). После поражения психики и интеллекта человека наступает поражение его физического состояния, человек больше не может активно трудиться, не переносит физических нагрузок, не в состоянии координировать и организовывать личную трудовую и любую другую жизнедеятельность.


Источники:

- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.);

- Методические рекомендации Государственного антинаркотического комитета (ГАК) ФСКН России «Организация системы раннего выявления и учета потребителей наркотиков»;

- Конспект выступления проводимого в школьных заведениях (для 10 - 11 классов) по вопросам профилактики наркомании и наркопреступности сотрудниками отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления Госнаркоконтроля России по Саратовской области (утверждён министерством образования Саратовской области и Управлением ФСКН России по Саратовской области).


СКОЛЬКО ЖИВЁТ ПОТРЕБИТЕЛЬ НАРКОТИКОВ?

Нужно помнить:

Продолжительность жизни потребителей наркотического вещества, - дезоморфин, в среднем составляет – 2 года (1,5 – 2,5 лет) с начала его потребления. Первые смерти наступают около года после начала потребления дезоморфина. Средний возраст, умерших потребителей дезоморфина 28 лет;

Средняя продолжительность потребления ацетилированного опия до момента смерти составляет 4 года (от 3 до 5 лет). Средний возраст, умерших потребителей опия составляет 32-37 лет;

Продолжительность жизни потребителей героина в среднем составляет 8-9 лет (от 7 до 11 лет). Средний возраст, до которого доживают потребители героина, составляет 29-35 лет;

Регулярное потребление синтетических наркотиков приводит к смерти примерно через 9 лет (от 7 до 10 лет) с момента начала их употребления. Возраст лиц, умерших по причинам, вызванным потреблением синтетических наркотиков, находится в промежутке от 35 до 39 лет (37,6 лет);

Систематическое потребление марихуаны снижает продолжительность и качество жизни. Потребители марихуаны зачастую переходят на потребление более «тяжёлых» наркотиков. Средняя продолжительность жизни лиц, употребляющих марихуану, составляет около 50 лет.


Источники:

- Справка ФСКН России, - О результатах сбора и обобщения данных продолжительности потребления и жизни наркозависимых лиц, а также о средних размерах доз некоторых видов наркотиков и периодичности их потребления, 2012 год (сформирована во взаимодействии с наркологами и психиатрами субъектов Российской Федерации).



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ РЕБЕНКОМ.

Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление подростками наркотиков (основные правила):

(1) Ваша первоначальная задача – помочь подростку стать более искренним перед самим собой, помочь понять пагубность привыкания к токсическим веществам, формировать сознательную самооценку, целостность. Нельзя поощрять самодеструктивное поведение и отношение к себе.

(2) Ваша помощь должна быть предложена, но не форсирована. Подросток не примет Вашу помощь, будет оправданно подозрителен, пока между Вами не установится доверие.

(3) Не говорите случайным людям о заболевании подростка, поскольку эта информация может быть использована против него. Разглашение информации абсолютно разрушает доверие и нарушает конфиденциальность.

(4) Надо точно знать и представлять, какого рода помощь Вы можете оказать. Поэтому Вы должны верно ориентироваться в том, какова компетенция в этом вопросе правоохранительных органов, в чем заключается содержание работы с подростком в наркологическом диспансере, какие учреждения оказывают помощь наркоманам, где они расположены.

(5) Вы должны знать, какова ситуация в семье подростка, можно ли рассчитывать на помощь родителей, каково его окружение по месту жительства.

Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотические вещества, или Вы уже имеете серьезные основания для беспокойства, то наиболее оправданы следующие действия:

(1) Предельно тактично сообщить родителям или опекунам подростка.

(2) Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей со специалистом-наркологом;

(3) Дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в этом режиме.

Категорически нельзя: указывать на источник Вашего подозрения, вести разговор с подростком при посторонних, задавать прямые вопросы, способные спровоцировать ложь («Ты наркоман?», «Ты колешься?»).

Состояние наркотического опьянения устанавливается только специальной наркологической экспертизой, на которую подросток может быть направлен сотрудниками правоохранительных органов.

Предположение, что ребенок потребляет наркотики, вызывает у родителей сильные отрицательные эмоции, за которыми нередко следуют скоропалительные, необузданные действия, которые могут только усугубить ситуацию.

Прислушайтесь к советам специалиста:

                (1) Сохраняйте спокойствие и достоинство:

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику, Вы не имеете на это права. Криком на ребенка, битьем, угрозами Вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для Вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если Вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как Вы раньше относились к другим неприятностям.

                (2) Разберитесь в ситуации:

Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребенок употребляет наркотики, это отнюдь не означает, что он обязательно станет зависимым от наркотиков и через непродолжительное время погибнет. Формирование зависимости от наркотиков происходит достаточно быстро, но все же на это требуется время. Нельзя не учитывать, что подростка могли уговорить «только попробовать» наркотик или дали его обманным путем вместо чего-то другого (например, лекарства, витамина и т.п.), вынудили принять его под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Не спешите с категоричными выводами. Бывают случаи, что первое знакомство с наркотиком становится последним. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.

                (3) Сохраните доверие ребенка к себе.

Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет Вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о Вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок употребляет наркотики, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

                (4) Узнайте   как   можно   больше   сведений   о   действиях, последствиях различных наркотических веществ.

Обладая этими сведениями, будьте внимательны, не обнаруживаете ли Вы признаки, указывающие на то, что Ваш ребенок употребляет наркотики. Если Ваши предположения подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке.

               (5) Измените свое отношение к ребенку.

Случившееся должно заставить «Вас понять, что Ваш ребенок - уже взрослый человек, который по своей глупости и самонадеянности начал принимать наркотики, зная, что: это крайне опасно. После этого ребенок не должен получать от Вас никаких денег на карманные расходы. Дети часто считают родительские деньги своими собственными. Дайте понять, что это не так.

                (6) Не позволяйте собой манипулировать.

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки Вами манипулировать. Такие попытки шантажа могут быть предприняты неоднократно, обычно для получения денег. В случае отказа ребенок может заявить, что если он не получит денег, то его убьют за долги, или он покончит с собой. Подобные заявления должны встречать только спокойный и решительный ответ «нет». К шантажу могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.

                (7) Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его склонность к продолжению потребления наркотиков. Получается, что за свое поведение подросток получает двойное вознаграждение: сначала в виде «химического счастья» от наркотика, а потом и ликвидацию всех неприятных последствий. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным и непригодным к жизни в обществе.

                (8) Меньше говорите, больше делайте.

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать он будет все, что угодно, так как не собирается ничего выполнять. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Ребенок считает Вас своей собственностью, поэтому не ждет от Вас никаких конкретных действий. Но в том случае, когда ВЫ выполните то, что обещали, он станет гораздо более управляемым и послушным.

            (9) Приложите усилия, чтобы привлечь ребенка к лечению.

            Необходимо собрать, например, у психиатра-нарколога вместе всех людей, которые значимы для пациента и обеспокоены его наркотизацией. Этим лицам специалист может помочь составить письменные отчеты о потреблении им наркотиков, его поведении, о котором они сами знают, и об их чувствах, вызванных таким поведением. Нужно, чтобы в отчете каждый человек из окружения, значимого для подростка, описал, какие чувства вызывает у него лично конкретный поступок или поведение в целом подростка и как это отразилось на его отношении к больному. Сведения должны выражать участие и заботу о ребенке. Не нужно давать оценки, выражать гнев, обиду, осуждать. Психиатр-нарколог поможет заинтересованным лицам выбрать и обсудить необходимое для пациента лечение. План лечения обдумывается заранее, для того чтобы больной, приняв решение начать лечение, имел возможность сразу госпитализироваться в наркологический стационар. Врачу также необходимо помочь всем заинтересованным лицам решить, что они будут делать, если пациент отвергнет все предлагаемые формы помощи. После этого организуется групповая встреча с пациентом, во время которой значимые для него лица излагают все данные отчета и рекомендации в объективной, участливой и неоценочной манере.

(10) Предоставьте ребенку возможность прекратить прием наркотиков самостоятельно.

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он употребляет наркотик, но категорически отказывается обращаться за помощью к врачу. Разрешите ему попробовать предпринять такую попытку. Это практически невозможно, но дайте ребенку самому убедиться в этом.

                (11) Не допускайте самолечения.

Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения. Для лечения наркотической зависимости используются определенные препараты, неграмотное применение которых может привести к серьезным осложнениям, угрожающим жизни. Грамотное, квалифицированное лечение может проводить только психиатр-нарколог.

            (12) Помогите ребенку найти, врача.

Для этого имеются «телефоны доверия», узнайте все о клиниках и специалистах, которые должны иметь лицензию на консультирование, диагностику, лечение и реабилитацию больных с наркотической зависимостью. Посоветуйтесь по телефону, как вести себя в создавшейся ситуации. Возможно, прием наркотиков - это попытка ребенка решить свои личные проблемы. Тогда лучше сначала проконсультироваться с психологом или психотерапевтом, которые работают в наркологических учреждениях. Если Вы предполагаете, что ребенок систематически употребляет наркотики, нужно, не теряя времени, обратиться к психиатру-наркологу. Узнайте о различных методах лечения, разных врачах, после чего выберите тот метод и того специалиста, которому Вы доверяете. Помощь ребенку в поисках врача - это единственное одолжение, которое Вы должны сделать. Необходимо поддержать решение ребенка обратиться за помощью к врачу и присутствовать на первом приеме для моральной поддержки.

              (13) Восстановите доверие к ребенку,   после того,   как он прекратит употреблять наркотики.

В первую очередь прекратите обсуждать проблему наркотической зависимости, не напоминайте ребенку о самом существовании наркотика, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль. Установите разумные границы контроля. Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка - это не поможет, но травмирует его.

(14) Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе - все это поможет стать альтернативой употребления наркотиков. Обратите внимание на то, как Вы сами относитесь к курению, алкоголю, самолечению. Если Вы справились с негативным потреблением таких веществ, то Ваш пример послужит образцом поведения для Ваших детей. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.


Источники:

- Конспект выступления проводимого в школьных заведениях (для 10 - 11 классов) по вопросам профилактики наркомании и наркопреступности сотрудниками отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления Госнаркоконтроля России по Саратовской области (утверждён министерством образования Саратовской области и Управлением ФСКН России по Саратовской области).


ПРИЗНАКИ ОПЬЯНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ СИНТЕТИЧЕСКИМИ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ( «солями», «миксами», «спайсами», «курительными смесями»)

- «куритиельные смеси» (синтетические каннабиноиды)

В конце 2008 года в германии были обнародованы результаты исследования составов курительных миксов. В пробах смесей для курения был обнаружен синтетический каннабиноид JWH-018 (1-Pentyl-3-(1-Naphthoyl)-Indole).Одно из многих среди сотен других веществ в серии JWH-xxx, разработанных химиком John W. Huffman. Используя один и тот же синтетический каннабиноид JWH-018 и опыляя им различный набор слабоактивных энтеогенов и трав, изготовителю удается получить разные по психоделическим эффектам курительные смеси.

   Психотропные эффекты синтетического каннабинола JWH-018 в составе курительной смеси очень похожи на ТГК (THC), из конопли как по общему характеру, так и по времени действия: примерно 3 - 5 часов. Ученые, изучавшие действие нового наркотического препарата на рецепторы головного мозга, подтвердили примерно пятикратное превосходство синтетического каннабиноида JWH-018 над стандартным тетрагидроканнабинолом (ТГК). И самое главное: каннабиноид JWH-018 не регистрируется ни одним стандартным тестом на марихуану!

      В России с 22 января 2010 г. оборот «курительных смесей», а также таких веществ как JWH – 018, JWH – 081, JWH – 116, и его аналогов -запрещен. Однако уже синтезированы новые наркотические вещества, не занесенные в список запрещенных, среди них: JWH – 250.

Как правило, действие начинается с физических проявлений - жажды, голода, сухости слизистых оболочек. Затем появляется чувство теплоты, нарастает состояние легкости, невесомости, желание много двигаться, танцевать, при этом может быть насильственный смех. Внимание отвлекаемо, ассоциации возникают легко, долго не задерживаются на одном предмете или явлении. Под влиянием галлюциногенов может происходить визуализация цвета и звука, по субъективным оценкам можно «слышать цвет» и «видеть звуки». Они изменяют настроение и характер мышления, вызывают возбуждение ЦНС, приводящее к сдвигу сознания, обычно к эйфории, но иногда и к сильной депрессии или к агрессии. Обращают на себя внимание резкие эмоциональные колебания: то гневливость, злобность, то повышенное настроение с веселостью, доходящей до экзальтации. Окружающий мир приобретает яркие цвета, звуки становятся громкими, гулкими, иногда приобретая звучание "эхо". Самым опасным следствием употребления галлюциногенов является нарушение способности логически рассуждать, что ведет к неадекватным решениям и несчастным случаям, т.к. человек может причинить вред себе и окружающим. Так, подчас, возникают ложные суждения, что человек может летать. Немало «психонавтов», как они сами себя называют, окончило жизнь, сделав шаг с подоконников. Иногда депрессия и «деперсонализация» столь велики, что приводят к самоубийству. В течение долгого времени после выведения галлюциногенов из организма могут отмечаться «возвратные вспышки» (flashbacks) – повторения галлюцинаторных эпизодов.    Описанные состояния характеризуют первую стадию гашишного опьянения - возбуждение. За ней следует вторая стадия - угнетение. Происходит постепенное изменение восприятия окружающего: краски тускнеют, иллюзии исчезают, фантазии гаснут, течение мыслей резко затормаживается. Затем появляются страхи, отрывочные бредовые идеи преследования, настроение резко ухудшается.

При систематическом употреблении со временем наступают эмоциональное потускнение, апатия, отгороженность от окружающих, бредовые идеи отношения, преследования.

В последнее время в разных регионах России отмечались целые вспышки осложнений от употребления курительных смесей. Клиническая картина отравления: рвота, судороги, повышение артериального давления, тахикардия, коматозное состояние, галлюцинации и психоз, иногда психические стойкие расстройства приводят к тяжелой инвалидности. Состояние больного иногда напоминает алкогольное опьянение. В разных регионах России зафиксированы десятки случаев отравления «миксами», есть и летальные исходы, суицидальные попытки, нередко - завершенные!

Заподозрить подростка в употреблении наркотиков возможно по следующим признакам:

- Меняется рисунок поведения подростка. Он старается не разговаривать в Вашем присутствии по телефону, а в беседах с друзьями активно использует сленг, так что создается впечатление эзопова языка. В общении с Вами он становится резким, раздражительным, вспыльчивым. Меняется круг друзей, которые, в отличие от прежних товарищей, явно не спешат знакомиться с Вами, а то и просто избегают этого, стараются исчезнуть из дома при Вашем появлении.

- Подросток без видимой причины теряет в весе, с трудом засыпает ночью, а в дневное время находится в полусонном состоянии.

- Зрачки либо постоянно расширены, либо сужены и практически не реагируют на свет

- Из дома начинают пропадать вещи, в первую очередь - его собственные

- На венах появляются следы уколов (чаще это вены на предплечьях. локтевых ямках, под коленями, в области паха). В квартире обнаруживаются шприцы - использованные и новые.

При употреблении «курительных смесей» внимание должны привлекать: характерный смолистый запах, остатки сухих стеблей и листьев растений в карманах и пакетиках, приспособления для курения (чилимы, трубочки, бонги, самодельные кальяны).

"СОЛИ":

Мефедрон (4-метилметкатинон, 4-MMC) (Жаргонные названия: дрон, легальный кокаин, мяу, мефик, дрончик) — химическое соединение класса амфетаминов, психостимулятор. Основные эффекты: повышенная возбудимость, эйфория, гиперактивность, потребность в разговоре, эмоциональная открытость. Свободно продаётся как «удобрение» в он-лайн магазинах всего мира.  Уже зарегистрировано несколько случаев смерти с участием мефедрона.

   Употребление: обычно бывает в виде белого порошка или кристаллов, также можно найти в виде капсул с порошком, пилюль и таблеток. Соответственно употребляется интраназально, перорально и в виде инъекций. Основные эффекты: повышенная возбудимость, эйфория, гиперактивность, потребность в разговоре, эмоциональная открытость. Порой употребляется систематически в течение 5-7 дней ("марафон") с непреодолимой потребностью вводить наркотик снова и снова до 8 и более раз в сутки.

Побочные действия: кровотечения из носа, ожоги слизистой, галлюцинации, проблемы циркуляции крови, воспаления кожи, чувство беспокойство, паранойя, головокружения, плохая концентрация, ухудшение памяти, тахикардия, нарушения сердечно ритма, депрессия, обезвоживание, неврологические расстройства. Также есть вероятность развития психических заболеваний. При употреблении «солей», у исследуемой категории больных, отмечалась галлюцинаторно-параноидная симптоматика, с превалированием бредовых идей преследования, физического воздействия и отношения.

Обычно при отмене приема мефедрона на фоне боязливого настроения, иногда некоторой эйфории и раздражительности больные считали, что за их домом установлена слежка, что за ними ведется наблюдение, иногда с помощью специальных аппаратов, имеется какая-то банда или организация, задавшаяся целью их уничтожить, отравить, арестовать и т. п. Бредовые идеи иногда сочетались с галлюцинациями, которые предшествовали бреду, присоединялись к нему. Преобладали слуховые галлюцинации, обычно тематически связанные с бредовыми переживаниями больных, менее часты зрительные и тактильные галлюцинации, которые обычно наблюдались вместе со слуховыми, значительно реже — обонятельными и висцеральными галлюцинациями.

"ТРОПИКАМИД, МИДРИАЦИЛ"

Клиническое течения острых психозов, вызванных злоупотреблением тропикамида имеет свои особенности. В отличии от типичных атропиновых психозов, которые характеризуются острым началом, коротким течением (6-8 часов), литическим выходом через сон, тропикамидовые психозы развиваются постепенно (пациенты принимали все возрастающие дозы тропикамида, изначально смешивая его с героином, а в дальнейшем переходя на употребелние чистого тропикамида, продолжительность острого периода составляла от 5 до 7 суток. В клинической картине преобладало легкое психомоторное возбуждение на фоне астении, угнетение сознания до уровня сопора, зрительные галлюцинации, измененный аффект.

Больные обычно суетливы, обираются, что-то ловят в воздухе, хватают на полу, кладут что-то в рот, жуют, производят беспорядочные движения, при этом они как бы не замечают преград на своем пути, не обходят их, в буквальном смысле слова «лезут на стену», иногда отмечаются судорожные подергивания мышц. Речь непоследовательна, отрывочна, часто бессвязна, порой совсем неразборчива. Могут быть отрывочные бредовые идеи, тематически связанные с характером галлюцинаторных переживаний, им хотят причинить вред, сжечь, отравить и т. п. Настроение больных связано с характером их переживаний. Чаще наблюдаются страх, тревога, злобность.


Приложение 1

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

ОПЬЯНЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

(жаргонное название может служить одним из диагностических критериев)

Опий; Морфин; Героин; Кодеин; «Соломка»; «Ханка»; «Мак»; «Черняшка»

Марихуана; Гашиш; Анаша; «План»; «Травка»; «Каша»; «Манага»

Эфедрон; Первитин; «Джефф»; «Мулька»; «Федя»; Экстези

Снотворные; «Транки» Транквилизаторы; «Сонники»; «Барбитура»; «Колеса»;

Сужение зрачка

Реакция на свет вялая или отсутствует

Расширение зрачков выражено

Умеренное расширение зрачков

Расширение зрачков

Реакция на свет вялая или отсутствует

Зуд кожи лица и кончика носа при ломке слюна - и слезотечение, зевота, насморк, шмыганье носом

Учащение пульса

Учащение пульса

Изменения пульса не стабильны

Бледность кожных покровов

Бледность «носогубного треугольника», землистость кожи

Бледность, «землистость» кожи, иногда «нездоровый» румянец

Чаще бледность

Сухость во рту

Налет на языке, слизистых рта

Сухость губ, облизывание губ

Иногда сухость, но не характерно

Сухость кожи

Не выражена потливость

Потливость

Потливость при передозировке и снижение артериального давления

Настроение повышено, речь внятная, мышление ускорено, потом – сменяется заторможенностью, вялостью. Нежелание отвечать на вопросы. В ломке нарастающая тревожность.

Повышенный «волчий» аппетит, беспричинное веселье, желание общаться, разговорчивость, благодушие.

Суетливость, навязчивость, бестолковость. Порывистость движений. Желание поделиться новыми ощущениями и рассказать о галлюцинациях, при сформированной ломке – лживость, агрессивность, вспыльчивость, неусидчивость.

Непродуктивная деятельность, бестолковость, нарушения речи, расстройства координации.

«видимость здоровья» в ломке – гриппоподобные явления, диарея.

Признаки употребления алкоголя – только с целью симуляции алкогольного опьянения.

«видимость здоровья», может быть кашель, явления бронхита, частое сочетание с алкогольным опьянением.

Внешность изможденного болезнью человека.

Признаки употребления алкоголя – только с целью симуляции алкогольного опьянения.

Похоже на алкогольное опьянение «без запаха». Частое сочетание с алкоголем.

Наличие следов инъекций зависит от формы употребления.

Нет следов инъекций. Есть следы от растирания наркотика на пальцах, грязь под ногтями. Табачно-гашишная смесь в карманах, на одежде.

Следы инъекций часто множественные, расположены «дорожками» или «сыпью» по ходу вен.

Следы инъекций могут быть при парентеральном пути введения.

Приложение 2

ИНФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕМАХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАРКОТИКОВ (2011-2012гг.)

Вид потребляемых наркотических средств

Периодичность потребления наркотиков, используемая лицами, допускающими немедицинское потребление наркотиков

Средне суточные дозы потребления, применяемые лицами, допускающими немедицинское потребление наркотиков

Средняя продолжительность потребления наркотиков (от начала потребления до смерти)

Средний возраст умерших потребителей наркотиков

Диапазон срока

Итоговый срок

Возрастной диапазон

Итоговый возраст

дезоморфин

от 5 потреблений в неделю до 3-4 доз в сутки

1 грамм (по некоторым оценкам 7,9 мл)

1,5-2,5 года

2 года

26-30 лет

28 лет

героин

В среднем 2 раза в сутки

от 0,7 грамм до 1,6 грамм

7-11 лет

9 лет

29-35 лет

32 года

Ацетилированный опий

2,2 раза в сутки (по некоторым оценкам 5 раз в неделю)

2,2 грамма (по некоторым оценкам 5,4 мл).

3-5 лет

4 года

32-37 лет

34,5 года

Синтетические наркотики

от 1 до 10 раз в сутки (по некоторым оценкам от 1 до 3 раз в неде­лю). Среднее значение 2,8 раза в сутки (по некоторым оценкам 1,8 раза в неделю)

от 0,005 грамм до 20 грамм и от 2 до 30 мл (в зависимости от вида наркотика) или среднем 1,3 грамма (по некоторым оценкам 11,7 мл)

7-10 лет

9 лет

35-39 лет

37 лет

Каннабис (марихуана)

от 1,8 раз в сутки до 3,1 раз в сутки (по некоторым оценкам 1,5 до 2,4 раз в неделю)

от 2 грамм до 3,3 грамм (от 1,3 си­гарет до 2 сигарет в день).

Снижается уровень и качество жизни. Происходит переход на более «тяжёлые» наркотики.

Средняя продолжительность жизни около 50 лет

 

Скачать

Нет событий в календаре на ближайшее время