Вопрос. Наш многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Жильцов из нашего дома еще не расселили. Может ли управляющая организация начислять плату за содержание и управление многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу?
Ответ. Жильцам аварийного дома необходимо понимать различия между взносами на капитальный ремонт и начислением платы за содержание и управление многоквартирным домом.
Под капитальным ремонтом понимается ремонт здания для устранения неисправностей его конструкции. В капитальный ремонт многоквартирного дома входит ремонт крыш, фундамента, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и т.д.
В части, касающейся взносов на капитальный ремонт, необходимо понимать, что указанные взносы не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанного аварийным и подлежащим сносу (часть 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
Из ситуации, изложенной в вопросе, речь идет о плате за содержание и управление многоквартирным домом, в которую входят траты за отопление и освещение подъездов, лифтов (при наличии) и т.д.
В части, касающейся начисления платы за содержание и управление многоквартирным домом, жилищное законодательство не содержит норм, которые позволяли бы собственникам и нанимателям жилых помещений в аварийном доме автоматически прекратить внесение платы за содержание и управление многоквартирным домом с момента присвоения дому такого статуса.
Признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу не является основанием для прекращения начисления и взимания платы за содержание и управление таким домом, договор управления многоквартирным домом не расторгнут и не изменен, соответственно, отношения по обслуживанию общего имущества дома, предоставлению коммунальных услуг (отопление, электричество) не прекращены. Указанное обстоятельство подтверждается выводами судебной практики (апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 29.07.2013 по делу № 33-4012АП/2013).
Размер платы за содержание и управление многоквартирным домом устанавливается на общем собрании собственников помещений в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ, с учетом предложений управляющей организации на срок не менее чем один год (ч.7 ст. 156 ЖК РФ). При этом порядок определения размера платы за содержание и управление многоквартирным домом должен быть указан в договоре управления многоквартирным домом (ч.3 ст.162 ЖК РФ).
Следовательно, полномочия управляющей организации по начислению платы жильцам за содержание и управление многоквартирным домом вытекают из договора по управлению многоквартирным домом. В случае, если договор с управляющей организацией не расторгнут, начисление платы за содержание и управление многоквартирным домом является обоснованным.